Есть в христианстве вопрос, для многих неразрешимый: почему те же самые люди, которые приветствовали въезжающего на ослике в Иерусалим Иисуса возгласами “Осанна!”, спустя несколько дней требовали от Пилата того же Иисуса распять на кресте? Что могло случиться с ними за столь короткий промежуток времени?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно хотя бы вкратце вспомнить хронологию событий тех дней и основное из того, что им предшествовало.
А судьбоносным для еврейского народа в тот период было ожидание Мессии, о котором говорили ветхозаветные пророки. Причём, никогда Его не ждали с таким нетерпением, как во времена Иисуса Христа: о Его пришествии молились в храме и в домах, о Нём рассуждали в Синедрионе и в синагогах; в Писаниях пытались найти малейшие намёки, проливающие свет на время Его пришествия в мир. Даже презираемые иудеями за свои “еретические” воззрения самаряне твёрдо верили, что скоро придёт величайший из пророков, который разрешит все недоумения о догматах веры. Да и в среде язычников в те дни распространился слух о скором наступлении того времени, когда “Восток снова возьмёт верх над Западом и из Иудеи выйдут люди для возобладания всем светом”. Иудейские книжники даже составили пространное учение о признаках истинного Мессии: о Его именах, происхождении, природе, свойствах, действиях, наклонностях и проч., которое излагалось во всех синагогах. Причём, не уклонился от подобных суждений и простой народ; самый последний простолюдин считал себя способным судить о грядущем Мессии.
Что же с таким нетерпением ожидали от Него израильтяне? Прежде всего, избавления от гнёта римлян. Попытки восстания еврейского народа против власти кесаря были и до Христа, но все они заканчивались неудачно.
И вдруг появляется Некто, Который утверждает, что Он “прислан к погибшим овцам дома Израилева” (Мф. 15,24), что “Моисей писал о Нём” (Ин. 5,46,47), что “Я и Небесный Отец — одно” (Ин. 10,30). Появляется Тот, Кто начинает проповедовать об истине, упоминая ветхозаветных пророков и цитируя Писания. Но главное, на глазах изумлённых людей Он начинает совершать нечто невероятное:
1). претворяет воду в вино (Ин. 2,1–11);
2). исцеляет прокажённого (Лк. 5,12,13), расслабленного (выражаясь современным языком, парализованного) (Лк. 5,18–25), сухорукого (Лк. 6,6–10), слепорожденного (Ин. 9,1–41), женщину, согбенную восемнадцать лет (Лк. 13,10–17), множество хромых, слепых, увечных, немых (Мф. 15,29–31), и т.п.;
3). изгоняет из человека нечистого духа (Лк. 4,31–37), повелевает бесам выйти из людей в стадо свиней (Мф. 8,28–32);
4). приказывает буре утихнуть (Мф. 8,23–27), идёт по поверхности воды и не тонет (Мф. 14,25);
5). насыщает пять тысяч человек (не считая женщин и детей) всего-навсего пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14,15–21);
6). воскрешает сына вдовы (Лк. 7,11–17), а затем умершего четыре дня назад и уже смердившего Лазаря (Ин. 11,1–46).
Вот Он, считали люди, — Великий Освободитель, обладающий Силой, данной Ему свыше, и пришедший не только низложить римского кесаря, но и упразднить все царства на Земле и составить единую державу, в которой главенствующее положение со всеми полагающимися при этом почестями и поклонениями должны занять именно евреи – как богоизбранный народ.
А что же Он, великий и всесильный, начал делать после того, как сопровождаемый восторженными возгласами народа, по дороге, устилаемой одеждами жителей города и пальмовыми ветвями, вошёл в Иерусалим?
А Он, к немалому удивлению людей, начал не собирать и вооружать войско против кесаря, а повелел… платить ему дань (Мф. 22,21). Он не провозгласил еврейский народ богоносным, а сказал ему: “кто возвышает себя, тот унижен будет” (Мф. 23,12). Он обещал Своим последователям не благоденствие, а…“СКОРБЬ” (Ин. 16,33). Он принялся говорить не о воцарении исторической справедливости в отношении израильского народа, а о “терпении до конца” (Мф. 24,13). Он начал проповедовать царство не земное, а НЕБЕСНОЕ (Мф. 22,1–14). Он, имеющий власть возвращать умершим жизнь, изгонять из людей нечистую силу и управлять стихиями; Он, называющий Себя Сыном Божиим, стал…омывать ноги Своим ученикам (Ин. 13,14). А когда Его пришли арестовывать и один из апостолов хотел было Его защитить, Он сказал ему: “Вложи меч в ножны” (Ин. 18,11).
Ярость охватила людей. Потому что их надежды на блаженное земное существование не оправдались. Тем более они видели: Он мог обеспечить их всем – и хлебом, и здоровьем, и свободой от завоевателей. Мог, но делать этого НЕ СТАЛ. Помните евангельское событие о том, как поступил Иисус, когда пять тысяч человек, которых Он насытил пятью хлебами, хотели сделать Его Царём? Он в ответ от них “УДАЛИЛСЯ” (Ин. 6,14,15).
Ибо не земное царство явился воздвигнуть Христос. Если бы Он пришёл на Землю завоевателем, с войском; если бы Он утвердил Свой миропорядок силой, — Его миссия была бы ОБРЕЧЕНА. Потому что цель Его пришествия в мир заключалась не в привнесении определённого уклада жизни. Как было на тот момент у иудеев, видевших спасение и воссоединение с Богом через исполнение внешних предписаний и законов. Христос намеревался явить людям совершенно иную религию. Религию духовно-нравственного совершенствования личности, не связанную с принуждением извне. Религию, утверждающую спасение не в результате исполнения определённых правил, а в раскрытии в человеке прекрасных качеств его души, в пробуждении в нём СОВЕСТИ. И если бы за Христа в Гефсиманском саду действительно заступилось бы “двенадцать легионов ангелов” и народ Ему в этом случае действительно стал бы повиноваться, признав Его своим Владыкой, — шансов на то, чтобы в человеческих душах произошли серьёзные изменения, чтобы сердца людей очистились, не было бы практически НИКАКИХ.
Как часто в наши дни можно наблюдать такое: стоит в храме очередь; люди спрашивают у бабушек, торгующих свечками и иконками: “Какие есть молитвы от головной боли? А от зубной?.. Какому святому нужно поставить свечку, чтобы сын поступил в институт? А чтобы дочка замуж вышла?.. А как окропить святой водой квартиру, чтобы сосед-пьяница дверь не вышиб? Да чтоб соседка порчу не навела?” И т.д. и т.п. Иными словами, дай нам, Боже, земных благ. Накорми, исцели и защити. А что касается души, то ломать установившиеся привычки и образ жизни, пусть и греховные, как-то НЕ ХОЧЕТСЯ!
Вспомним слова одного из известных литературных персонажей – Великого Инквизитора, сказанные им Христу:
— Видишь сии камни в этой нагой раскалённой пустыне? Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество. Как стадо, благодарное и послушное…
Но и это не всё. Возможно, иные из тех, кто действительно готов пожертвовать земным ради того, чтобы стать “совершеннее” и быть с Христом, в глубине души (сами того не осознавая) рассчитывают от этого что-то заиметь для себя в мире Небесном. Вспомним вопрос, заданный Христу апостолом Петром (тогда Святой Дух ещё не сошёл на него, и потому он не был совершенным):
— Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Что же будет нам? (Мф. 19,27).
То есть апостолы уже тогда думали о НАГРАДЕ за свою преданность Спасителю.
Я нередко задаю верующим людям вопрос, ставящий большинство из них в тупик.
Представьте себе ситуацию, при которой дьявол оказался сильнее Христа и последний был навечно заточён в темнице. Остались бы Вы в этом случае с Христом? Смогли бы вы сказать Ему словами из песни иеромонаха Романа: “Господи, с Тобой не надо рая! Тесный ад с Тобою мне как рай”? Или поклонились бы победителю, сатане, и стали бы жить по его законам, то есть в грехе?
Честный ответ на этот вопрос даст каждому из нас ясное осознание того, зачем ему нужен Христос. Затем, что, поскольку Он всё же сильнее дьявола, то и жить я обязан “под Его диктовку” – во избежание личных неудобств; или затем, что те нравственная чистота, добро и милосердие, кои Он проповедует, приятны моему сердцу и я их разделяю.
Тогда мы действительно уже “не рабы Христу”, а Его “ДРУЗЬЯ” (Ин. 15,15). В первом же случае – Его потенциальные РАСПИНАТЕЛИ…