Показалось интересным размышление Роберта Фрейзера из книги «Христиане Свободного Рынка» в которой он размышляет над «богословием работы». Эта глава так и называется: «Библейское осмысление работы». В ней автор призывает взглянуть на труд по-новому и открывает Бога, как Того, Кто трудится по сей день:
«Наверное, самое важное — понимание ценности работы. Как я уже говорил, многие люди считают, что «труд» — это лишь слово из четырех букв. Тем не менее, сложно (практически невозможно) понять ценность денег, если вы не работаете. Годами я внимательно наблюдал, как принцип работы помогает моим детям в формировании правильного понимания значения денег.
Маленькой девочкой моя дочка видела в купюре средство для покупки новой «штучки». Будучи подростком, она сама зарабатывает деньги, присматривая за детьми в оздоровительном клубе —выполняет ответственную, стимулирующую работу, требующую напряжения сил. Я могу представить себе, как сейчас она, обдумывая свои покупки, сопоставляет желание иметь какую-то вещь со временем, проведенным на работе в клубе: ведь теперь деньги символизируют ее время и энергию. Благодаря работе, деньги в ее представлении трансформировались из средства потребления в средство обмена — ее времени и энергии на что-то иное.
Для многих (возможно даже для большинства людей) цель жизни стоит в том, чтобы не работать. Помню, как в старших классах средней школы я говорил своим друзьям, что к 30 годам хочу стать миллионером, а потом нанять кого-то, чтобы он взял на себя «мою головную боль», в то время как я, удалившись от дел, буду блаженствовать где-нибудь на побережье. Но, размышляя об этом, я все чаще задавался вопросом: «Какова цель жизни без работы? Праздность? Погоня за удовольствиями?».
Если вы не работаете, то не создаете ценностей, то потребляете ценности, произведенные другими. Сегодня мои цели изменились. Я намереваюсь работать, используя все способности, которыми обладаю, и до тех пор, пока хватит сил. Я убежден, что христиане никогда не перестанут трудиться.
Несмотря на то, что сложно подтвердить это Писанием, я верю, что даже на небесах мы все будем работать — учителями, библиотекарями, служителями и т.д. — служа Богу и служа другим. Наиболее схожий библейский образец этого мы видим в Эдемском саду, который является отражением Небесного Рая. И в Эдемском саду была работа. В Писании сказано:
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. (Быт. 2:15)
Это была не тяжелая, изнурительная работа, а возможность встречи и радостного общения с Богом.
Однажды Иисус вернется, чтобы установить Свое Тысячелетнее Царство на земле‚ и после того, как Иисус установит новое небо и новую землю, святые на небесах возвратятся на землю и будут царствовать (1Фес. 4:13–17, Откр. 20).
Там, безусловно, будет работа: реконструкция, служение, забота об окружающих и правление. А по прошествии тысячи лет — будет новое небо и Новая Земля, и они будет значительнее и величественнее, чем прежние (Откр. 21, Ис. 65:17–23). Нам верующим, лучше быть готовыми к работе! Библия не перестает постоянно прославлять труд:
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. (Прит. 21:17)
Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук не разбогатеет.(Прит. 21:17)
Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. (Прит. 13:11)
Многие притчи Иисуса касались работы:
- притча о талантах (Мф. 25:14–30);
- притча о минах (Лк. 19:11–27);
- притча о неверном управителе (Лк. 16:1–9);
- притча о смоковнице (Лк. 13:6–9).
Бог Сам является Работником: Иисус говорит о Себе и об Отце, как о Виноградаре и Пастыре. Он был работником в Творении… Иисус называл Свое земное служение Своей «работой»; на небе Он выполняет Свою каждодневную «работу» Ходатая. Любит ли Бог Свою работу? Безусловно! Это выражается в постоянном проявлении Его любви к нам.
Сказано, что мы должны следовать этому примеру и любить друг друга и любить Бога посредством работы. Павел увещевал христиан Нового Завета:
Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кот не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб (2Фес. 3:10–12)
Павел гневно возражает верующим, ставшим потребителями, а не производителями. Божье священное поведение каждому — быть дающим, а не тем, кто приобретает. Пока мы не усвоим этот урок, Бог будет нам противодействовать, а бедность и нужда станут нашей судьбой.
В Ефесянам 4:28 даны пять замечательных истин относительно работы:
Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемся.
1) Работа беспорочна и чиста, потому что, в своей основе,
работа — это служение другим;
2) Работа является благом и приносит удовлетворение, когда
выполнена мастерски;
3) Работа создает ценности;
4) Работа — это основа жертвования;
5) Жертвование — проявление любви.
Работа дана Богом человеку, чтобы стать его основной деятельностью в продолжение земного пути. Благодаря работе мы преображаемся‚ обретая зрелость, жизненным опыт, лидерские навыки и многие другие качества, о которых шла речь в главе «Десять поручений, которые может Осуществить Бизнес». Посредством работы мы создаем ценности для других, что позволяет нам выполнять первую и наибольшую заповедь — «возлюби Господа Бога твоего» и вторую — «возлюби ближнего» (Мф. 22:36–40).
В следующей главе мы рассмотрим, как работа получает переопределение служения, и насколько действенной может быть работа, когда она выполняется «как для Господа».
— Р. Фрейзер, «Христиане Свободного Рынка»